sky_7878 (sky_7878) wrote,
sky_7878
sky_7878

Творчество как следствие умения воспринимать смыслы



Рассматривая вопрос творчества как такового, невозможно самоустраниться от темы смыслов. Нравится или нет упертым материалистам, но творчество возможно только посредством восприятия духовной стороны реальности, реальности смыслов. Именно благодаря этому восприятию возможен такой феномен, как вдохновение, которое приводит к вполне материальному эффекту - человек вдруг получает энергию, которую хочет направить в творческое русло. Это, своего рода, материальная сторона контакта со смыслом, который своей энергийностью подпитывает творца.


Благодаря чему, например, стали возможны такие феномены, как Пушкин, Толстой, Достоевский? На мой взгляд, именно благодаря повышенной способности к восприятию духовной, смысловой реальности. И здесь я совершенно не собираюсь противопоставлять духовную и материальную реальности - они гармонично взаимодополняют друг друга. Без бытия в материальном мире не было бы опыта, знаний, которые составляют базис мира смыслов (хотя я глубоко убежден, что смысл не сводится целиком лишь к опыту и знаниям, добытым в материальном мире). С другой стороны, мир смыслов, основанный на совокупном опыте человечества, является той информационной матрицей, на базе которой моделируется и строится будущее. Но смысл - это не только информация, которую можно записать, скажем, на жесткий накопитель. Это ещё и некоторая энергийность, источник творческого вдохновения.

Затрагивая вопрос о полноте восприятия смысла, невозможно обойти стороной вопрос воспитания личности, вопрос образования. В самом деле, как возможно вырастить новых Пушкиных, Курчатовых, Ломоносовых?

Науке известно монокулярное зрение, при котором видится только некоторая плоская проекция реального явления, и бинокулярное зрение, при наличии которого можно оценивать глубину пространства, расстояния до предметов и их объем.



Точно также и разностороннее образование, которое давалось в советской школе, позволяет людям всесторонне оценивать явления, смотреть на них с различных точек зрения, видеть картину происходящего "в объеме", с учетом исторических, политических, психологических и других аспектов. То есть чем более разносторонне образован человек, чем больше он знает, тем в большей степени объективно он может судить о тех или иных явлениях политической, культурной, научной и иных формах жизни. С другой стороны, "болонизация" учебного процесса приводит к подготовке узких специалистов, способных смотреть на мир лишь сквозь "замочную скважину". Такое образование не формирует у человека целостного мировоззрения, но способствует формированию "мозаичного", "клипового" мышления. А значит, человек оказывается лишенным целостного взгляда на мир, критического "объемного" мышления.

И значит, наиболее полноценно к восприятию смысла готовит разностороннее образование, обучающее человека с разных точек зрения смотреть на мир, видеть за кажущимся хаосом явлений и событий целостную картину. Данный процесс в какой-то степени напоминает умение видеть стереокартинку, суть которого в том, чтобы за мешаниной "плоских" узоров уметь разглядеть объемный образ предмета.



Tags: творчество смысл образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments